Форум » Дрессировка, воспитание щенка, коррекция поведения, спорт » Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка. » Ответить

Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка.

Рикуха: Эту замечательную статью написал Алексей Вяткин, если кто-то занимается дрессировкой собак, будет очень интересно почитать. Даже пройдя путь от маленького щенка до взрослой собаки уже со второй собакой я подчерпнула много интересного, как обычно бывает, уже все знаешь , а объяснить другому человеку не можешь, статью буду перепечатывать постепенно, кусочками. Немого статью сокращу. Ну начнем. Все, о чем хочу сегодня написать, это важнейший аспект подготовки собак, который как показывает практика, в силу различных причин игнорируется как начинающими так и дрессами со стажем и опытом. Значимость соц. инстинкта-тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но т.к. в каждодневной практике мнем приходится сталкиваться как с обычными хозяевами(назовем их любителями) так и спортсменами, готовящими собаку к соревнованиям, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев. Если понаблюдать за взаимоотношением чал-собака: будь то прогулка в парке или же выступление на соревнованияхсразу становится заметнна разница между поведением пар, у кот. налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет. Если собака находится в состоянии "сама по себе", рыскаетв поисках занятия по парку, тячнет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться..., на соревнованиях формально выполняет рутинную работу без радости и концентрации на хозяине-все это отсутствие социального инстинкта в паре проводник-собака. Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контактас ним и буквально заглядывающую в глаза, они говорят: "собака его любит! Она ему преданна до конца" Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином-одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком- это и есть проявление "социального инстинкта"

Ответов - 59, стр: 1 2 All

Рикуха: Ко второй группе интонационных сигналов относится, так называемая, "негативная" или "отрицательно" мотивирующая интонация угрозы, часто используемая для воздействия на животное с целью предотвращения им нежелательных действий, и, как некоторым кажется, с целью повышения безотказности выполнения поданной команды. Что же на самом деле происходит при введении в условный сигнал интонации угрозы? Очевидно, что угрожающая интонация менее всего нуждается в соответствующем подкреплении, так как восприятие информационной нагрузки данной группы интонационных сигналов генетически детерминировано как в человеке, так и в высокоразвитых животных в процессе эволюции. Более того, угрожающая интонация, как и любая осознанная угроза, включает у животного оборонительные поведенческие реакции, связанные с инстинктом самосохранения и являющиеся этологически приоритетными по определению. Приоритет оборонительных поведенческих реакций проявляется, прежде всего, в снижении порогов восприятия внешних этологически второстепенных стимулов, то есть в способности центральной нервной системы затормаживать воздействие других условных или безусловных раздражителей, не связанных с ситуационным состоянием угрозы. Иначе говоря, "шумовой" эффект введённой в условный сигнал угрожающей интонации не только связывает сам условный сигнал с состоянием угрозы (оборонительным поведением), но и по качеству превосходит информационное содержание исходного пускового сигнала как команды для животного. Таким образом, введённая в пусковой сигнал условного рефлекса интонация угрозы, включает оборонительное поведение, которое проявляется в, так называемой, "стоп-реакции", затормаживающей как процесс восприятия условного сигнала, так и процесс исполнения самой условной реакции, перестраивая её изменением наличной мотивации на оборонительную. В отличие от быстро угасающей "стоп-реакции" ориентировочного рефлекса, как следствия интенсивного анализа значимости нового раздражителя, "стоп-реакция" оборонительного поведения является следствием оценки параметров исходящей угрозы и мобилизации защитных функций организма на выход из стрессовой ситуации, что и становится для животного доминирующей потребностью. В процессе дрессировки, подавая собаке команду с интонацией угрозы, мы можем наблюдать "стоп-реакцию" и оборонительные формы поведения в заторможенном восприятии и исполнении поданной команды, снижении общей двигательной активности животного, отставанием от дрессировщика при движении рядом (особенно при нарастании темпа движения), демонстрацией животным поз подчинения, в том числе, укладки при подаче команд "Сидеть" или "Стоять", и т.п. В дальнейшем, при использовании команд с угрожающей интонацией, у животного будут образованы стойкие условные связи угрожающей интонации - с исходной командой, дрессировочного процесса - с негативными эмоциями, дрессировщика (хозяина) - с источником угрозы. В результате психологический контакт человека с животным будет потерян, а их взаимодействие будет строиться исключительно на психологическом давлении, исходящем от дрессировщика. Следствием этого будет общая вялость и апатичность животного во время дрессировки, а также всевозможные реакции избегания самого дрессировочного процесса. Естественно, что при таких условиях ждать от животного стабильной и безотказной работы не приходится. Кроме того, отличительной чертой условных оборонительных форм поведения является не только высокая скорость их образования, но и достаточно продолжительные по времени, так называемые, следовые реакции, проявляющиеся в широком диапазоне: от трудностей восприятия животным иных побудительных мотивов, до общего угнетения эмоционального состояния.

Рикуха: На практике встречается следующая закономерность: как только мы вводим в условный сигнал различную по выраженности интонацию угрозы, то, желая избежать или свести к минимуму следовые оборонительные реакции, мы вынуждены вводить противоположный по эмоциональному вектору тип интонации, - так называемую, "позитивную" или "положительно мотивирующую", причём, также регулируя её выраженность. Одновременно с этим, мы используем и исходную команду с "нейтральной" интонацией. Таким образом, каждая наша команда имеет, как минимум, три варианта звучания, наполненных тремя различными смысловыми оттенками для животного, а это означает, что в процессе специализации условного рефлекса дифференцировочное торможение коснётся двух из трёх возможных вариантов "интонационной" команды - "нейтральной" и "позитивной", как этологически менее значимых в сравнении с "угрожающей", вызывающей оборонительное поведение, которое является составной частью инстинкта самосохранения. Следовательно, более-менее сносно управлять животным без интонации угрозы, без "рыка" мы в дальнейшем не сможем, как и не сможем положительно стимулировать животное при помощи любой другой интонации, вводимой в условный сигнал, уже связанный с состоянием угрозы. Иначе говоря, используя описанные три "интонационных" варианта одной и той же команды в процессе дрессировки, рано или поздно, мы будем вынуждены остановиться на угрожающей тональности исходной команды, так как в нашем ограниченном восприятии, лишённом представления об эффективности мотивационных способов дрессировки, этот вариант будет являться самым действенным, принуждающим животное к выполнению команды, а сама "действенность" угрожающей интонации будет являться положительным подкреплением нашему ограниченному сознанию. Подводя итоги, можно сделать вывод, что введённая в исходный условный сигнал интонация, как правило, либо замедляет процесс его распознавания, либо включает у животного другие поведенческие реакции, затрудняющие процесс образования условного рефлекса и препятствующие формированию навыка. В целом, это и определяет отрицательное влияние различных форм интонации при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Таким образом, нам следует избегать пользоваться интонацией при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Исходящие команды всегда должны быть стандартными (однообразными) и произноситься с одинаковой продолжительностью звучания, уверенно и настойчиво, голосом средней силы, высоты и тембра. Можем ли мы вообще пользоваться интонацией при обучении собаки, а также в ходе повседневного общения с животным и в каких случаях?

Рикуха: Разумеется, можем. Использование интонации может быть не только допустимым, но и весьма результативным, а иногда и необходимым элементом управления поведением животного, но только в том случае, если вводимая интонация не будет является составной частью пускового сигнала условного инструментального рефлекса. Например, мы можем использовать интонацию как экспрессивный эмоциональный компонент условного положительного подкрепления, выражая свои положительные эмоции и радость успешно произведённым действиям собаки, не забывая при этом и о других способах подкрепления нужного нам поведения животного. В случаях крайней необходимости, мы можем использовать угрожающую интонацию и как условный тормоз для срочного предотвращения нежелательных действий животного. А, вот, кличка собаки, в зависимости от введённой в неё интонации, может быть использована нами не только как средство привлечения её внимания, но и в качестве "стоп-сигнала", вызывающего "стоп-реакцию", тормозящую поведение животного. Однако следует помнить, что случаи использования нами угрожающей интонации должны быть крайне редки, и носить исключительный характер. Эти случаи могут быть оправданы для сохранения жизни и здоровья самого животного, а также для предотвращения агрессии по отношению к окружающим. К сожалению, в настоящий момент использование угрожающей интонации в дрессировочном процессе, по-прежнему, остаётся чуть ли не правилом хорошего тона, прививаемым старшими коллегами начинающим дрессировщикам. Почему же, несмотря на отсутствие теоретически обусловленной результативности, использование различных форм интонации (особенно, угрожающей) при подаче команд имеет такое широкое распространение. Прежде всего, это следствие нашего не профессионализма, проявляющегося в не спобности мотивировать животное к совершению нужных нам действий иначе, как через принуждение и психологическое давление, а также наше антропоморфичное восприятие собаки с исходными ложными представлениями о том, что она много чего нам "должна" и "обязана". Такие посылки никогда не возникнут по отношению к собаке, если мы будем исходить из того, что собака всегда нас понимает, - вот тогда мы будем пытаться искать причину "непонимания" или неправильной интерпретации животным наших действий и требований только в себе, а также помнить, что дрессировка должна доставлять удовольствие и радость не только нам, но и, в первую очередь, собаке. Да и как вообще можно испытывать какие-либо негативные чувства, осознав раз и навсегда, что собака прощает нам всё.


Рикуха: Еще одна занимательная статейка. Аугусту Фэрли перевод Н. Вознесенской «Контакт глазами», «визуальный контакт», «фокус», «концентрация» ¬- это разные названия одного и того же навыка, который используется в очень многих профессиональных методиках дрессировки собак и даже является базой, на которой строятся упражнения по послушанию в различных видах кинологического спорта, таких как ИПО, обидиенс. В обиходе российские дрессировщики называют упражнение по выработке этого навыка «гляделками». В этой статье очень хорошо рассказано, как организовать обучение «гляделкам» правильно, чтобы не только научить собаку внимательному ожидающему взгляду, но и сделать так, чтобы собака становилась «активно» внимательной, если далее предстоит работа.

Рикуха: Как вам такая идея, впечатляет? Пять секунд! Не минут, и не дней или недель. Сейчас мы говорим не о «соревновательном», безукоризненном контакте глазами, а о таком, при котором мы можем получить от собаки ясную реакцию: «Я тебя понимаю», которая следует сразу за реакцией: «Это? То, что ты хочешь?». Мы не устаем улыбаться, когда мы видим, что собака достигает этой стадии понимания. Это очень простое, однако элегантное упражнение, описанное ниже, автор использует на всех тренингах – для щенков, по общему послушанию и соревновательных - для того, чтобы положить началу чудесному обоюдному процессу коммуникации, который дает контакт глазами паре человек-собака. Это упражнение может быть полезно в большей степени проводнику, нежели собаке, потому что учит его более эффективно работать с моментом поощрения и наказания, используя при этом метод обучения, который позволяет поддерживать высокую мотивацию собаки во время выполнения упражнения. Восемьдесят процентов собак и проводников достигают успеха немедленно. На наших занятиях бывает обычно только одна или две собаки, у которых возникают проблемы по причинам, которые я поясню ниже. Самая потрясающая часть упражнения для инструктора – видеть реакцию хозяйки, собака которой начинает осознавать, чего от нее хотят. ФРОНТАЛЬНАЯ ПОСАДКА Чтобы начать работу над контактом глазами со щенком или взрослой собакой, мы сначала учим их с помощью лакомства сидеть перед владельцем. Для того, чтобы правильно использовать лакомство и привести собаку в фронтальную позицию, рука с лакомством держится выше головы собаки, но при этом плотно прижимается с телу проводника, в таком положении, как будто он застегивает молнию на брюках. Если держать лакомство над головой собаки, то это приведет к тому, что собака отодвинется от проводника. А нам нужна близкая, фиксированная посадка. Понятно, что животное должно быть хорошо мотивированным на еду. Если собака не заинтересована в корме, то достаточно трудно заставить ее сидеть, не говоря уже о контакте глазами. Собаки, которые заинтересованы в лакомстве, будут активно работать за него, и не только потому, что хотят его съесть. Большинство собак, не заинтересованных в лакомстве, не интересуются им потому, что их перекармливают или вовсе неправильно кормят, но есть и такие собаки, у которых от природы отсутствует нормальный, активный аппетит. Проводник также может столкнуться с проблемами, если его собака нервная, пугливая или слишком робкая. Для большинства таких собак успех приходит как только они становятся более уверенными во фронтальной позиции. Если у собаки есть высокий интерес к объекту-добыче, то можно использовать мячики или игрушки для того, чтобы ими мотивировать любое вызванное поведение. Поскольку уровень драйва при использовании игрушки может быть больше, чем при использовании лакомства, многие проводники бывают просто ошарашены слишком буйной реакцией собаки на игрушку. Вот почему мы рекомендуем начинать работать именно с лакомством

Рикуха: ОБУСЛОВЛЕННЫЙ КОНТАКТ ГЛАЗАМИ Как только собака начинает стабильно сидеть в положении перед проводником, мы начинаем обучать ее обусловленному, не вызванного визуальными сигналами, контакту глазами. Собака с помощью лакомства переводится в положение сидя перед проводником, как это описано выше. После этого проводник прячет руку за спину. И ничего не говорит, абсолютно ничего!!!! Когда собака поднимет глаза и встретится с проводником взглядом, ее тут же хвалят и дают лакомство. ОШИБКИ СОБАКИ Что может произойти перед тем, как собака начнет искать ваш взгляд? Поскольку лакомство исчезло, первая вещь, которую может сделать собака – это попытаться его найти. Обычно собаки лишь мельком пытаются взглянуть за спину проводника с обоих сторон перед тем, как поднять глаза (то, что руки держатся за спиной, а не по бокам, позволяет привести ситуацию к виду «черное-белое» как для собаки, так и для проводника). Через несколько секунд собака требовательно посмотрит в глаза проводника, как бы говоря: «Ну, где оно?». Как инструкторы, мы всегда ощущаем некоторый трепет, также как и проводник, который начинает чувствовать обратную связь со своей собакой. Иногда собака может встать, чтобы найти лакомство или начать делать что-то другое. В этом случае проводник должен снова достать руку с лакомством и с помощью него снова посадить собаку перед собой. Чтобы работу можно было продолжать, собака должна быть заинтересована в лакомстве. Некоторые собаки, особенно те, кто начинают занятие, но постоянно направляются лакомством, начинают избегать действия, оглядываясь вокруг или опуская голову вниз. Проводник в этом случае должен просто переждать, ничего не говоря. Даже такие собаки в конце концов бросают взгляд на проводника, ища его глаза. Похвала и награда в этом случае должны последовать незамедлительно. Собаки быстро усваивают, что фронтальная позиция, когда руки проводника опущены вниз означает, что «игра» начинается, то есть чем скорее ты встретишься с хозяином взглядом, тем скорее он даст лакомство. Для спортивных собак, которые готовятся для соревнований, одна из целей обучения обусловленному контакту глазами заключается в том, чтобы перенаправить драйв от мячика или лакомства на занятие фронтальной позиции. Мы поясним эту концепцию ниже. Для собак фиксированная позиция перед проводником – это более чем половина навыка подхода по команде. Хороший подход базируется как на том, чтобы сделать его для собаки приятным, так и на понимании ею фронтальной позиции. ОШИБКИ ПРОВОДНИКА Какие же ошибки совершают проводники? Чаще всего они бывают нетерпеливы и пытаются действовать за собаку, производя шум, зовя собаку по кличке, наклоняясь к ней и пытаясь поймать ее взгляд, трогая собаку и т.п. Спокойствие - ключевое слово. Чтобы мотивационная дрессировка работала наилучшим образом, необходимо, чтобы собака сама набрела на правила обучения. Проводник не может учиться за свою собаку, он всего лишь выстраивает ситуацию таким образом, чтобы собака начала учиться. Вторая ошибка, которую может сделать проводник, состоит в том, что он видит, что контакт глазами есть, но не реагирует достаточно быстро, чтобы вовремя это вознаградить; похвала заканчивается, когда контакта уже нет. Для инструктора не всегда является возможным увидеть, когда собака только вcтречается глазами с проводником, обычно видно только, что выражение лица проводника изменилось. Когда мы видим это, мы справшиваем, был ли контакт глазами. Если ответ утвердительный, мы можем тогда указать, что собака не получила никакой обратной связи в нужный момент. Для проводника требуется несколько повторений, чтобы начать реагировать соответственным образом. Собаки обычно терпеливы, потому что там находится лакомство, которое их удерживает.

Рикуха: СПОРТИВНЫЕ ГРУППЫ Если собака должна быть подготовлена для соревнований, мы начинаем систематически корректировать и проверять навык. Перед этим собака должна быть способна быстро установить контакт глазами как во фронтальной позиции, так и в положении рядом с проводником, хотя бы в течение нескольких секунд. Лакомство или игрушку можно давать случайным образом после того, как собаку хвалят или отпускают. Большинство проводников автоматически обнаруживает ключ к исправлению невнимания и, таким образом, к увеличению продолжительности контакта глазами: если собака теряет контакт или даже перемещает взгляд в сторону, где снова должно появиться лакомство - они ждут. Когда собака снова возвращает взгляд, поведение возврата взгляда закрепляется, так как собака сама исправила его и таким образом обнаружила важное правило: нет работы – нет награды. Когда собака уже достаточно подготовлена, мы можем начать фазу проверки, где преднамеренно устраиваются различные отвлечения, чтобы сделать правильное выполнение собакой навыка более сложным. Как только собака научится игнорировать посторонние раздражители, нужное поведение будет хорошо закреплено. Например, проводник принимает основное рабочее положение с собакой перед ним. При этом руки могут находиться в естественном положении по бокам; лакомство или мяч зажаты в руке. Резко дерните плечом. Собака взглянет на плечо или на руку. Если рука остается там, где была, собака должна немедленно возобновить контакт глазами. Снова дернитесь ... и снова, пока собака не перестанет поддаваться на отвлечение. Похвала и награда следуют как обычно. Постепенно можно переходить от дерганий плечом к сбросу игрушки или лакомства из поднятой руки. Когда вы бросаете лакомство, можно использовать поводок, чтобы не дать собаке достать лакомство преждевременно. Также можно использовать переключение собаки на мяч, который в качестве коррекции убирается от пасти, чтобы начать упражнение снова. В качестве поощрения собака отпускается к мячу или лакомству, одновременно с командой «возьми». После этого этапа уже можно двигаться к началу обучения контакту глазами и вниманию во время движения рядом и перемещений. Тем проводникам, кто для направления или мотивирования нужного поведения использует поводок, чтобы исправить невнимательность собаки, следует повторять фазы проверки и коррекции с помощью рывка поводком.

Рикуха: ЗАКЛЮЧЕНИЕ Когда вы обучаете контакту глазами мотивационным методом, не должно быть никаких команд или касаний собаки, только простая схема: есть вознаграждение – нет вознаграждения. Поскольку основные рабочие позиции, «рядом» и фронтальная, автоматически подразумевают внимание собаки, пока не будет дано другой команды, мы предпочитаем в течение этой фазы не использовать команду на привлечение внимания. Позже, если в этом будет необходимость, может быть введена специальная команда, означающая включение внимания. Кроме того, начинающие проводники имеют тенденцию неправильно использовать команды включения внимания, полагаясь в обучении собаки на произнесенные слова, а не на действия. Описанный метод обучения контакту глазами развивает в проводнике навык своевременной реакции на действия собаки, терпение и способность «видеть». Все это дает проводнику умение предугадывать поведение собаки и таким образом эффективно реагировать на него. Мотивационный треннинг убирает акцент с контроля над животным со стороны хозяина и делает больший акцент на надежность собаки по отношению к поставленной задаче. Для некоторых проводников такой вид двустороннего общения создает самый приятный вид партнерства. Собака учится решать проблемы, она меньше полагается на проводника, надеясь получить помощь от него, и таким образом обучается быстрее, за счет того, что находит свое собственное решение. Многие собаки будут чувствовать меньшее давление, если их проводники позволят им активно искать правильное решение самостоятельно. Собака будет работать с большей отдачей, потому что она усвоила правила работы: чем скорее ею будет предложено правильное поведение, тем скорее будет вознаграждение. Навыки могут корректироваться и проверяться с наименьшим стрессом для собаки, поскольку драйв или мотивация к объекту вознаграждению остаются высокими. Собака может быть скорректирована, но тем не менее в ожидании вознаграждения продолжать активно работать и искать правильное решение. Для мягких или неохотно работающих собак такой способ обучения является важным и необходимым. «Предельная готовность» в вырабатываемом поведении может быть достигнута уже во время начального этапа процесса обучения (что исходит из генетики собаки) за счет ожидания поощрения. Через некоторое время потребность следить за рукой с лакомством и передвижки в стороны должны исчезнуть, так как собака научится направлять свое желание получить вознаграждение в ровную посадку перед проводником или рядом с ним, в сочетании с контактом глазами. Собака направляет всю энергию, созданную желанием награды, в поведение, которое хочет видеть проводник. Навыки обучения, которые усваивают проводник и собака, а также очень нужное на практике поведение внимания сослужат хорошую службу как отношениям в тандеме человек-собака, так и прогрессу в тренировках по послушанию. Будет ли в дальнейшем проводник придерживаться методов бесконтактной дрессировки, мотивационного обучения или сочетать их с коррекцией поводком, принудительной дрессировкой – это уже зависит от его персональных предпочтений. Но коммуникация уже началась.

Рикуха: Бить или не бить.... Эта статья была написана в 2001 году под влиянием дискуссии, развернувшейся в эхо-конференции сети ФИДО, посвященной собакам. Что же послужило яблоком раздора? Началось все с письма владелицы шестимесячного чау-чау. После болезни щенок стал кусаться, а наказать его не было никакой возможности – чау-чау довольно тяжелы и малочувствительны к боли. В ответ пошли письма - в одних были советы, как лучше наказывать собак и "ставить их на место", в других - говорилось, что собака должна почитать за счастье, когда хозяин что-то приказывает, а иначе она воспитана неправильно, в третьих - что собак нельзя идеализировать, а надо бить, если они рычат. Большинство авторов были убеждены, что это необходимо. А так ли уж это необходимо? Давайте поразмышляем вместе - просто попробуем проанализировать ситуацию, чтобы не допустить подобных проблем со своими собственными собаками. Итак, что же происходит? Собака пытается сменить свое место в стае-семье и выражает открытое неподчинение, за что ее жестко наказывают. Вроде бы все правильно. Наверное, уже практически нет людей, которые никогда не читали бы статьи о том, что “семья – это стая, и собака должна знать свое место в ней”. Действительно, вроде бы очевидно, что если бы дело происходило в настоящей стае, собака тоже бы получила жестокую трепку от вожака. Но может все не так уж очевидно? Первый вопрос, который следует задать – а стала бы собака в настоящей стае рычать на вожака? Наиболее вероятно, что ситуации в такой форме, возможно, просто бы не возникло. Если бы молодой кобель попытался бы “сменить власть”, он бы сделал это в гораздо более серьезной форме, чем рычание возле еды. Из опрошенных мной знакомых дрессировщиков, вырастивших не одного кобеля, ни один не смог припомнить случая, когда бы выращенная ими самими овчарка проявляла какую бы то ни было агрессию к хозяину. Те же, кто сталкивался с по-настоящему доминантными и агрессивными собаками, взятыми в дом взрослыми, уверяют, что эти ощущения забыть невозможно. И если бы кто-то попробовал разбираться с по-настоящему доминантной собакой "подниманием за шкирку" или ударом, то рычание показалось бы ему просто детским лепетом. И если бы человеку и удалось взять верх, то, возможно, без шрамов все же не обошлось бы: собака не стала бы “отрыкиваться”, она бы просто бросилась.

Рикуха: “Почти” вожак А зачем же тогда собака рычит? Представьте себе такую картину. Вожак стаи лежит и грызет кость, когда к нему непозволительно близко подходит рядовой член стаи. Что будет делать вожак? Правильно, скорее всего, рычанием напомнит, что этого делать не следует… Разве можно это рычание рассматривать как “переоценку ценностей”? Какая уж тут переоценка, тут явно видно кто вожак. Ни стала ли собака уже вожаком “де-факто”? Скорее всего стала… По этому поводу вы можете прочитать замечательную статью Эда Фраули Как обращаться с доминантной собакой, в которой анализируются причины доминантного поведения. Главная мысль этой статьи – чтобы стать вожаком, собаке совсем не обязательно демонстрировать угрожающее поведение, достаточно лишь соблюдать некоторые правила в поведении, и вот, все остальные члены стаи окажутся в подчинении незаметно для себя. Вот эти правила: • Вожак есть первым • Вожак спит в лучшем месте • Вожак идет первым • Вожак решает, будет ли стая драться • Вожак решает, как принять чужака • Вожак сам решает, что он будет делать Если собаке позволяют соблюдать эти правила, то незаметно для хозяев она становится “почти” вожаком. И когда в один прекрасный день возникает ситуация, что собака считает нужным сказать свое твердое “р-р-р” вожака, хозяева наполняются праведным гневом и, отпинав “зарвашуюся” псину, делятся с другими владельцами опытом по восстановлению статус-кво. Поскольку собака стала всего лишь “почти” вожаком, часто у нее не хватает духу противостоять хозяевам, и все возвращается на круги своя. Но поскольку хозяева считают “переоценку ценностей” естественным процессом и не связывают это со своими собственными действиями, то все повторяется снова: рык – побои – мир. Годам к трем-четырем собака, наконец, понимает, кто истинный хозяин и перестает проявлять агрессию. В противном случае ее отдают. Про любовь Самое интересное, что когда хозяева пинками ставят собаку “на подобающее место”, они убеждены, что любят свою собаку и делают это ради ее же блага. В той самой конференции, с которой мы начали, были люди, которые пытались сказать всем, что тот, кто любит свою собаку, не станет утверждать свое главенство таким варварским способом. Их буквально засмеяли. “Полюбите собачку, и все проблемы пройдут – ха-ха”. А между тем, в этой иронической фразе на самом деле может быть, и скрыт ответ. Любить можно по-разному. Можно разрешить собаке спать на диване, а потом возмущаться ее черной неблагодарностью, когда она не пустит туда вас, а можно просто не разрешать ей делать этого с самого начала. Можно кормить ее со стола, позволять ей все, баловать и сюсюкаться, а можно не пускать на кухню, пока все не поедят и уметь говорить собаке “нет”, когда это необходимо. При этом, кстати, тоже можно распрекрасно сюсюкаться и играть с собакой, но давать ей понять, когда время игр уже закончилось. В первом случае, если речь идет о кобеле, не исключено, что вам придется задать собаке трепку, когда в один прекрасный день она поведет себя СЛИШКОМ нагло. Другими способами унять ее будет нельзя. Во втором случае такой ситуации просто не возникнет. А что предпочли бы вы: быть уверенными, что вы тут главный и все вас просто обожают, а потом получить ощутимый удар по самолюбию и по ребрам или постоянно осознавать, что есть кто-то, кто вас любит, но все равно главнее вас? Конечно, можно не запрещать ребенку тянуть руки к утюгу – обожжется, сам поймет, но любящие родители просто не станут подвергать ребенка такому суровому испытанию. Любящие хозяева тоже. Внезапная глухота и другие “болезни” собак Легко сказать, что следует еще в мелочах пресекать попытки собаки занять верхнюю ступеньку в иерархии, но не всегда эти мелочи легко заметить. Несмотря на то, что почти общепринято считать первый рык первой попыткой неподчинения, начинается все гораздо раньше, с непослушания. Если вы когда-нибудь видели маленьких щенков-овчарок, наверняка у вас остались самые приятные впечатления. Невозможно не умиляться, глядя, как какой-нибудь трехмесячный малыш старательно выполняет команды, с радостью получая кусочек лакомства, или неуклюже бежит на зов хозяина, хлопая еще не твердо стоящими ушами и преданно глядя хозяину в глаза. Кажется, ну все, если он сейчас так все делает, к году, наверное, уже чемпионом станет. Но через некоторое время картина меняется. У подросшей собаки все чаще случаются приступы “внезапной глухоты”, с которых все и начинается. Это, если так можно сказать, явление, можно наблюдать и у более взрослых, даже отдрессированных собак. Как правило “приступы” случаются, когда хозяин хочет подозвать свободно гуляющую собаку. Обычно сразу реагирующая, в этот раз собака продолжает как ни в чем не бывало что-нибудь нюхать или продолжает заниматься другими собачьими делами. Хозяин уверен, что просто подал команду недостаточно громко, поэтому через несколько секунд повторяет ее, уже гораздо громче. В этот раз собака реагирует, и хозяин просто забывает об этом случае. А между тем – это первый звоночек. Приступы “глухоты” могут повторяться время от времени, но каждый раз они незаметно, но неумолимо подрывают авторитет хозяина. Для сомневающихся могу предложить опыт. Если ваша собака знает какие-нибудь команды, то, демонстративно взяв в руку кусочки колбасы или мячик, начинайте давать команды собаке. Непременное условие – чтобы собака была заинтересована в том, что вы ей даете. А теперь попробуйте давать команды все тише и тише, по-прежнему поощряя собаку. В конце концов, вы сами почти не будете слышать своих команд, а собака будет по-прежнему безошибочно их выполнять. А теперь для чистоты эксперимента попробуйте еще и не шевелить губами – и вы убедитесь, насколько собачий слух лучше человеческого. Теперь вы можете идти в цирк и демонстрировать “чтение мыслей на расстоянии”, но уже будете знать, что с вами цирковой трюк на прогулке с “потерей слуха” не пройдет. Другая частая болезнь – “хочу в туалет”. Проявляется обычно тоже во время подзыва. После команды хозяина собака вспоминает, что ей срочно “надо по делам” и демонстративно удаляется к ближайшим кустам, где, и правда, справляет какую-нибудь нужду. Кажется, что тут схалтурить невозможно. Увы… И опять оказалось, что команда хозяина не выполнена, поскольку причина кажется уважительной. А с другой точки зрения, не важно каким способом, но произошло так, как хотела собака, а не хозяин. К этой же группе “болезней” следует отнести “беспричинную задумчивость”. “Задумавшись”, собака может начать медленно влезать на диван или тянуть морду к колбасе, лежащей на столе. При этом если вы внимательно приглядитесь, то увидите неестественно скошенный в вашу сторону глаз, наблюдающей за вашей реакцией. Очень часто такие штуки проделываются именно в присутствии хозяина, чтобы проверить, не поменялись ли требования и запрещения, и нельзя ли уже поступать по собственному разумению, как и подобает вожаку. Если вы только посмеетсь над этим и не покажете, что сердитесь, собака преодолеет еще одну невидимую ступеньку. Между тем окрик, даже притворно-строгий, вызывает настолько явное облегчение на морде собаки, что не остается никакого сомнения, что собака рада, что вы не позволили уронить себя в ее глазах. Я думаю, что почти каждый владелец наблюдал эти, и возможно, массу других подобных “симптомов”. Хитрость наших любимых собак поистине безгранична. Задача любящего хозяина – перехитрить свою собаку.

Рикуха: Не мытьем так катаньем. Итак, это случилось. Первая попытка “мягкого переворота” произошла, и вы понимаете, что что-то надо сделать. Попробуем применить метод наших же собак – не важен способ, важен результат. Например, случай глухоты. Тут опять же есть два стиля действий. Первый – применять длинные поводки, метательные цепочки и рогатки. Цель – показать собаке, что никуда она от вас все равно не денется. Второй – носить при себе что-то очень для собаки ценное – мяч, лакомство, пластиковую бутылку, шину и т.п. Цель – показать, что подходить выгодно и приятно. Лучше, конечно, применять второй стиль, как ни странно, он действует нисколько не хуже, чем первый. Вооружившись “приятными” вещами, почаще повторяйте проблемную команду. Поборовшись между противоречивыми желаниями не подойти и получить желанное из рук хозяина, собака все же подойдет. Несколько таких прогулок, и у собаки выработается стереотип: подходить выгодно. Возможно, с точки зрения собаки она заставляет вас давать ей лакомство, но на самом деле ей приходится каждый раз вести себя как подчиненному члену стаи, чтобы его получить. На этом же принципе строится широко известный способ “укрощения” доминантных собак. Как известно, лежачее положение соответствует подчиненному положению особи. Вот почему часто доминантные собаки отказываются ложиться по команде. Можно, конечно, избить собаку и пригнуть ее в подчиненное положение (очень не советую даже пробовать), а можно некоторое время давать собаке лакомство, пусть даже не снимая намордника, держа руку все ниже, и ниже. Вскоре собака будет с удовольствием ложиться и есть лакомство, забыв, что еще недавно лежачее положение было для нее неприемлемым. И, незаметно, для себя собака станет принимать подчиненное положение по команде человека, которго она прежде ни во что не ставила. Точно так же, хитростью, можно поменять акценты и в других, более простых случаях. Кстати, все эти хитрости обычно входят в арсенал средств любого инструктора-дрессировщика, и используются они для закрепления безотказности выполнения стандартных команд. Поэтому, если с собакой занимаются на площадке, собака очень быстро усваивает, что непостижимым образом она все равно делает так, как говорит ей хозяин, а хозяин, тоже незаметно для себя, становится настоящим вожаком. Пинок – не выход Взрослый человек может победить собаку и доказать, кто главный, но что делать, если в критический момент рядом окажется ребенок? Как можно СИЛОЙ обеспечить подчинение собаки ВСЕМ членам семьи? По-моему, только постоянным контролем и угрозой наказания, что просто невозможно в реальных условиях, когда люди ходят на работу, да и, в конце концов, просто выходят из комнаты. Не проще ли, если вы уже взяли собаку, уделить время ее воспитанию и дрессировке, научиться понимать ее намерения, а также внимательно относится к причинам того или иного поведения собаки. Конечно, случаи бывают разные. Кому-то досталась уже взрослая собака, кому-то из-за ежедневных хлопот не хватает времени, а кто-то купил собаку с уже проблемной психикой. Если даже так случилось, что первый рык стал для вас неожиданным фактом, не торопитесь бить собаку. Наверное, это естественное и непроизвольное движение – дать оплеуху в ответ на такую наглость, особенно если собака настроена достаточно серьезно, но все-таки оцените свои силы и возможности собаки. Может стоит позвать собаку из другой комнаты и дать ей несколько команд, чтобы незаметно поменять местами диктующего и подчиняющегося члена стаи. Даже если все обошлось, сядьте и подумайте, ПОЧЕМУ это могло произойти и ЧТО СДЕЛАТЬ, чтобы этого больше не происходило. Конечно, всегда можно опуститься до уровня животного и объяснить все, что угодно на понятном любому существу примитивном языке ударов, но мы ведь люди, существа, которые, как считается, обладают более высоким интеллектом. Так почему бы нам ни использовать свой разум, чтобы дать понять собаке то, что мы от нее ждем.

Рикуха: Послесловие. Может быть некоторые, прочитав эту статью, обвинят меня в недостаточном опыте общения с проблемными собаками и приведут в пример людей, кинологический опыт которых гораздо выше моего. Да, я могла бы промолчать, уступив место мэтрам, но, к сожалению, далеко не все дрессировщики могут высказаться в сети Интернет, тогда как очень многие начинающие владельцы именно здесь ищут информацию о собаках, поскольку далеко не всегда могут получить ее в клубах. И они принимают на веру и берут на вооружение абсолютно все, что встречают в Сети. Уважаемые собаководы и собаколюбы! Читая письмо с советом или статью, обязательно задавайте вопрос – все ли здесь верно, нет ли здесь ошибки? Не торопитесь следовать любым советам, подумайте сначала. Если вы уже бывали на сайте "Дрессировка и спорт", то, наверное, замечали, что эта фраза встречается довольно часто перед спорными статьями. Страшнее всего ввести человека в заблуждение, не зная его конкретной ситуации. Сколько раз я не знала плакать, или смеяться, читая в Интернете очередной совет, начинающийся словами “А! Делов-то…” Все коварство заключается в том, что опасные советы находятся среди других, замечательных советов и идей, которыми делятся друг с другом любители собак. Так давайте же будем разумными, и будем общаться с собаками, стараясь представить, к каким последствиям могут привести наши действия.

ТиРокс: В Екатеринбурге в ближайшее время пойдет семинар Рикуха пишет: Алексей Вяткин Кому интересно click hereтут

Рикуха: У нас будет проводиться не менее интересное кинологическое мероприятие click here Планирую посетить как слушатель, может быть кому-то так же будет интересно.

ТиРокс: О! Отправлю ссылочку нашей площадке! Спасибочки

Elena1: Рикуха пишет: Вы третий номер читали? Конечно Согласна с Вами, позиции относительно питания разнятся. Но это же нормально :) - сколько людей, столько мнений. Главное, чтобы люди были знающими.

Elena1: Рикуха пишет: Вы третий номер читали? Конечно Согласна с Вами, позиции относительно питания разнятся. Но это же нормально :) - сколько людей, столько мнений. Главное, чтобы люди были знающими.

Elena1: Рикуха пишет: Вы третий номер читали? Конечно Согласна с Вами, позиции относительно питания разнятся. Но это же нормально :) - сколько людей, столько мнений. Главное, чтобы люди были знающими.

korica: Рикуха, спасибо! Я с таким удовольствием прочитала все посты в вашей темке. И я так рада, что наш кинолог на площадке придерживается того же мнения в дрессировке. Про контакт глаза в глаза - слов в слово все как она преподносит. Техника техникой, говорит она, тут главное видеть (увидеть, понять) собаку.



полная версия страницы