Форум » Дрессировка, воспитание щенка, коррекция поведения, спорт » Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка. » Ответить

Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка.

Рикуха: Эту замечательную статью написал Алексей Вяткин, если кто-то занимается дрессировкой собак, будет очень интересно почитать. Даже пройдя путь от маленького щенка до взрослой собаки уже со второй собакой я подчерпнула много интересного, как обычно бывает, уже все знаешь , а объяснить другому человеку не можешь, статью буду перепечатывать постепенно, кусочками. Немого статью сокращу. Ну начнем. Все, о чем хочу сегодня написать, это важнейший аспект подготовки собак, который как показывает практика, в силу различных причин игнорируется как начинающими так и дрессами со стажем и опытом. Значимость соц. инстинкта-тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но т.к. в каждодневной практике мнем приходится сталкиваться как с обычными хозяевами(назовем их любителями) так и спортсменами, готовящими собаку к соревнованиям, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев. Если понаблюдать за взаимоотношением чал-собака: будь то прогулка в парке или же выступление на соревнованияхсразу становится заметнна разница между поведением пар, у кот. налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет. Если собака находится в состоянии "сама по себе", рыскаетв поисках занятия по парку, тячнет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться..., на соревнованиях формально выполняет рутинную работу без радости и концентрации на хозяине-все это отсутствие социального инстинкта в паре проводник-собака. Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контактас ним и буквально заглядывающую в глаза, они говорят: "собака его любит! Она ему преданна до конца" Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином-одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком- это и есть проявление "социального инстинкта"

Ответов - 59, стр: 1 2 All

Рикуха: Откуда же берется социальный инстинкт и возможно ли его развить? СИ(соц. инстинкт) несомненно обусловлен генетикой. Разберем первую группу-группу любителей. Среди этой гр. часто бытует мнение о том, что собака ДОЛЖНА любить хозяинаи выполнять для него работу, т.к. он ее "люит и кормит, и о ней заботиться" или же "из уважения" к нему.В этом кроется основная ошибка. Собаки по своей природе-эгоисты. Кто бы и что не говорил, они живут для себя и первоочередная цель их действий направлена на удовлетворение их собственных потребностей. Задачей хоз. является понять ее потребности путем воспитания и дрессировки, задействуя ее врожденные инстинкты, не ПОДЧИНИТЬ себе собаку(соьака не дикое животное), а направить ее действия, путем удовлетворения ЕЕ же потреностей, в нужное русло.

Рикуха: Часто любитель из людей "в этой жизни состоявшихся"у взяв собаку для охраны, поручает ее воспитание тренеру и кому-то из своих подчиненных. Он не проводит с собакой время, не принимает участия в процессе воспитания, а затем требует от нее послушания и защиты. Это нонсенс. В таких случаях я обычно говорю: "Вы приобрели хорошую собаку своему работнику!" Мало того, что работник как правило не заинтересован в правильном воспитании, соответственно не будет следовать всем указаниям тренера, но так же формируется провал в отношениях между таким "хозяином" и собакой. В результате в один прекрасный момент собака не поймет, почему этот "воскресный папа" вдруг решил требовать что либо, возможен не лицеприятный конфликт. К сожалению такие случаи не единичны. Что же делать? Либо не заводить сильную собаку , способную на противостояние человеку(читай, способную охранять и защищать), либо самому принимать непосредственное участие в воспитательном процессе. Второе включает в себя время на тренировки, учебу, социализацию, выход на прогулки в "люди", поездки на площадки. Здесь важен следующий момент.Многие люди из этой группы очень не любят когда щенки на них прыгают, их прикусывают, бегают за детьми.. На все на это у них одно решение-наказание.

Рикуха: В результате щенок только и слышит:"нельзя, нет, фу.." и получает трепки, колени в грудь., газетой по морде.. Откуда в такой схеме взяться социальному инстинкту? Почему после этого собака должна относиться к вам с привязанностью? Попробуйте постоянно наказывать ваших расшалившихся детей. Что из них вырастет? Как они будут после этого к вам относиться? В то же время существует очень простой путь купирования и форматирования такого поведения. Дать знать, что то или иное поведение является не желательным нужно, но необходимо дать что-то в замен. Разберем несколько наиболее часто встречающихся примеров.


Рикуха: Покусывание рук или хватка за одежду. Собака удовлетворяет свой инстинкт добычи. В первую очередь приучите щенка отрицательному маркеру "нет". Если щенок заигрался кусаясь или виснет на одежде, следует остановить и дать маркер "нет". Если щенок прекратил нежелательное поведение-подкрепите его положительным маркером "да" и кормом, а затем игрушкой (на веревке) и последующей игрой(в потягушки), что бы с вашей помощью он смог удовлетворить свой инстинкт в полную меру. Если щенок не отпускает, следует его скорректировать. Здесь, если у вас нет опыта, вам понадобиться опытный инструктор, кот. сможет показать вам как правильно корректировать щенка, и какой силы воздействие необходимо. И как правильно затем дать подкрепление(см. выше)

Рикуха: Прыжки на хозяина. Удовлетворение СИ. Я лично стараюсь общаться со щенками в одежде которую мне не жалко. Великолепно то, что щенок хочет быть ближе к вам! Если это убрать рано или же слишком жестко, вы можете потерять доверие щенка навсегда! Прыжки на вас всегда можно убрать позже и безболезненно. Если же вы решили скорректировать это поведение в щенке, здесь так же вам понадобится опытный инструктор.

Рикуха: Прикусывание детей. Удовлетворение инстинкта добычи. Эту задачу следует решать сразу по прибытию щенка в дом. Не откладывайте это на потом в надежде на то, что "собака перерастет". Это может печально закончится. Решается эта проблема так же, как и в первом примере с прыжками и покусыванием рук. Здесь в дрессировке сильно мотивированных собак мы доходим до такого уровня, что собака понимает-для того что бы общаться с ребенком, ей для этого необходимо занять рот игрушкой. Тогда она может общаться с ребенком и кусать(игрушку) одновременно удовлетворяя все свои инстинкты. И конечно же необходимо проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Не стоит просто запрещать им возиться со щенком, лучше научить их интерактивной игре, где они сами в качестве дрессировщика смогут научить щенка трюкам. Детям нравятся такие игры!

Рикуха: Прогулки и СИ. Если большую часть времени собака проводит в вольере, квартире или боксе, то естественно, что оказавшись на улице, она старается"разрядиться". Как обычно проходят прогулки? С советских времен устоялась прочная традиция гулять в "тусовке". Т.е. хоз. выходит на поляну и выпускает собаку бегать с группой чужих собак, в это время общаясь за сигаретой с др. хозяевами. Долг выполнен -собака набегалась, наигралась, "физически развилась" можно идти домой. Такая практика приводит к массе проблем. В первую очередь-отсутстывие культуры приводит к дракам, "наездам" взрослых собак на щенков, травмам. Но даже не это главное. Главное в том, чему и как учится в данной среде ваша собака? Давайте разберем. Прогулка-это время, когда у большинствавладельцев есть время пообщаться с собакой.Выйдя за порог дома о чем думает и на чем сконцентрирована в такой схеме отношений Ваша собака? О Вас? Конечно же нет! Она думает о том, как бы быстрее сорваться с поводка и погонять вволю вдалеке от Вас! И вот изо дня в день Вы САМИ формируете и закрепляете это поведение. Откуда же взяться взаимосвязи между вами, когда вас либо нет дома, либо вы попросту тот человек на поводке, который мешает ей наслаждаться игрой или разборками с собаками, поеданию всякой вкусной дряни или же мечению территории... А если она и выполняет команды "ко мне", "рядом" и т.д., то конечно же, как наказание или помеху, вмешавшуюся в ее веселую жизнь.

Рикуха: Что же делать? не курить и не травить байки, а ОБЩАТЬСЯ с собакой. Для этого есть масса полезных игр, в процессе которых собака обучается.Все что вам нужно, набить карманы кормом и взять любимую игрушку, и конесно же, в первую очередь обратиться к специалисту за знаниями о том, как правильно их использовать. Тогда вам не понадобятся часы на прогулку. За 15-20 минут вы сможете нагрузить вашу собаку физически и выучить новые навыки, закрепляя уже обученые и самое главное-создать выгодные вам обоим взаимоотношения. Такая собака выйдя на прогулку, не рыскает по сторонам в поисках занятия, ее не нужно ловить или шпарить электрошоком, а справив свои естественные потребности, она САМА возвращается к вам для общения. С этого и начинается дрессировка. Если же у вас нет времени или нет желания "возиться" со всем этим воспитанием-вы не готовы к содержанию собаки. Следующую категорию "профи"( я не буду перепечатывать, т.к. не думаю , что будет интересно большей части форумчан, если кому-то сильно нужно, попросите, я отсканирую всю статью полностью вышлю в личку). Далее про мотивацию.

Рикуха: Для понятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не Игрушка должна является мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правильное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом. Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска вкусняшки, и показав его собаке, молча скормите их ей.Затем показав ей последующие три куска предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой. Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки. При правельной работе игрушка и лакомство уходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять, что именно она сделала правильно. Если собака в быту или во время прогулки залезла в "гадость" или роется в мусоре, дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером, и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое "хорошее" место на земле-рядом с вами. Вроде все основные мысли из статьи изложила. Надеюсь, что для кого-то эта статья будет полезна.

barlog: Очень интересно, а можно подробнее про отрицательный маркер?

Рикуха: barlog В статье ничего об отрицательных маркерах не написано. У меня с Гансом есть маркер "нет" и вместо "да" -гуд. Нормативы и их корректировку закончили уже 2,5 года, поэтому я уже не вспомню, как собаке объяснялось, скорее всего при корректировке мы использовали строгий ошейник и при правильном рывке применяли "нет". Сейчас собака без принуждения понимает "нет"-но это совсем не команда "фу" или "нельзя", она именно указывает собаке, что что-то в ее поведении не правильно, эта команда не запрещающая! Еще могу кое-что написать с семинара с Иваном Балабановым если интересно.

Рикуха: Сигналы общения Самое главное в дрессировке это сигналы общения между вами и собакой. Важно то насколько вы четко смогли объяснить их собаке и также на сколько четко вы их придерживаетесь сами(ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! проверено на практике !) во время взаимодействия с собакой. Каждое упражнение должно иметь четкое начало(например команда "сидеть") и четкий конец(слово, щелчок кликера и т.п.(я предпочитаю правильное оглаживание и бурную похвалу, кликером я не пользуюсь, я предпочитаю старые методы дрессировки), по которому собака понимает, что дальше она может не сидеть, а так же после которого она получает желаемое вознаграждение). (опять же вернемся к маркерам) Так же важно научить собаку маркерам ее действий: "да"-ты делаешь все верно, и "нет"-вот этого делать не надо(часто мы очень боимся использовать в дрессировке слово "нет"(сама очень долго не применяла это слово), а между тем его правильная и своевременная подача облегчает собаке поиск нужного решения для достижения цели, "облегчить путь к вознаграждению".. это же и относится к коррекции) Плохо, что собаки зачастую не могут разобраться в тех сигналах, кот. исходят от хозяина, поскольку очень часто мы подаем эти сигналы довольно не внятно с точки зрения собаки.

Рикуха: Собака очень четко читает наше тело. а поэтому, если сигналы от нас происходят каждый раз новые, пытается угадывать их каким-то нашим действием, что сильно затрудняет обучение. Важно-с самого первого дня быть понятным собаке. Пример, у вас "умный дом". Дверной звонок звонит так-то, стиральная машина оповещает вас о том, что закончила стирку так-то, микроволновка, подогрев вашу пиццу так-то, телефон звонит вот так. Вы привыкли к этим сигналам, без труда их различаете. Но вот в один прекрасный день нерадивый электрик приходит к вам и все сигналы перепутывает.. Представьте на сколько сильно. по крайне мере на первое время. изменится ваша жизнь. Вы слышите как вам кажется звонок в дверь, открываете ее, а там никого нет, и оказывается, что это вовсе не звонок в дверь, а звонок телефона, или сигнал кофеварки. Да, безусловно через некоторое время вы привыкните к новым сигналам, но на это потребуется много сил, нервов, внимания в конце концов... А представьте, что электрик приходит к вам раз в неделю, или каждый день! Стоит задуматься каково порой приходится нашим собакам. (я не раз наблюдала на площадке, так получалось, что у одного инструктора пересекались с другими собаками, это на самом деле жестоко, собака вообще понять не может , что хочет хозяин, а все потому, что владелец, не внимательно слушал инструктора на предыдущем занятии и отсебятину добавлял, если бы каждый раз команда подавалась одинаково, то проблем бы не было) P.S. кое -где добавляю свои комментарии. Продолжение следует.

barlog: Рикуха пишет: Важно то насколько вы четко смогли объяснить их собаке и также на сколько четко вы их придерживаетесь сами ох, как это не просто!особенно придерживаться самим... ведь так много факторов могут менять наше настроение, интонацию... но стремиться надо, не спорю.

Рикуха: ИГРЫ С СОБАКАМИ Иван делит их на две категории: соревновательные и не соревновательные игры. Нужно очень четко представлять себе в какой момент, в какую именно игру следует играть с собакой. Например игры в "потягушки"- имеют довольно четкую форму борьбы, а потому могут использоваться для поднятия уверенности в себе у неуверенных собак и наоборот. С очень доминантными собаками в некоторых случаях лучше не играть в такие игры-дабы не давать им лишний повод для конфликта, а сбрасывать их излишнее желание в играх не соревновательных: "бросил-принеси-снова брошу". Если вы играете с собакой в "брошу-принеси", не стоит придавать этой игре соревновательный характер. Менять у щенка игрушку на кусочек лакомства или на другую игрушку не стоит, поскольку тогда игра превращается в нечто-"если ты мне отдашь, то я тебе.." Играя с собакой в соревновательную игру, стоит понимать, что именно в этой игре нравится вашей собаке. Кто-то из собак борется ради самого процесса, а кому то важен факт обладания этой самой игрушкой, полученной в результате борьбы с вами. (тем самым при борьбе мы даем возможность понять и почувствовать собаке ее силу-проверено на моем опыте) Со слишком доминантными собаками в качестве поощрения стоит выбрасывать игрушку, без борьбы, поскольку в данном случае борьба вызывает еще большее возбуждение у собаки(тоже проверено). Команду на отпуск игрушки во время игры, Иван считает важной частью ваших взаимоотношений с собакой. В первую очередь нужно добиться понимания, вот мы играем, а вот я тебя прошу и ты игрушку отпускаешь. Если собака не отпускает по команде вводят коррекцию(поводок и мягкий ошейник). Хотелось бы отметить, что собаки довольно быстро соображать, что от них требовалось, и сильных конфликтов не было. Без проблемный отпуск игрушки по команде обязательно поощрялся продолжением игры. Далее о коррекции.

Elena1: Рикуха пишет: Еще могу кое-что написать с семинара с Иваном Балабановым если интересно. Елена, а Вы ездили?!

Рикуха: Elena1 Нет , не ездила, выписываю журналы по дрессировке, много общаюсь с инструкторами, иногда спорим на тему воспитания собак, на форум выкладываю то, что считаю применительно ко всем породам, а не только к овчаркам, добавляю свои комментарии, потому, что путь по воспитанию и дрессировке уже пройден. К сожалению или к счастью, моя работа меня не отпускает или я ее, первый раз за четыре года меня принудительно коллектив выгнал в отпуск, сказали "нам нервный руководитель не нужен!"

Рикуха: КОРРЕКЦИЯ Очень понравился пример, относящийся к вводу коррекции и вообще, объясняющий понимание Иваном слова "коррекция". "Представьте, что я попросил вас заправить мою дорогую машину бензином. В случае, если вы справитесь с этим за 30 сек. , я дам вам 5000 долларов. Конечно же человек, кот. хочет получить 5000 долларов начнет судорожно(т.к. ограничен во времени) искать, где у этой машины открывается лючок бензобака, или где по крайней мере, находится этот самый лючок. Конечно же он будет рад любой помощи с моей стороны. Даже если в случае ошибки со стороны ищущего, я ударю его по ладони, дав тем самым понять, что в той стороне лючка нет, это будет им воспринято безусловно как подсказка. Тем более, что эта подсказка ведет к более быстрому решению проблемы" Так вот "коррекция" по мнению Ивана, это и есть-путь к решению той или иной задачи. Да, я согласна, что можно просто пойти и показать, где спрятан лючок, или навести ищущего туда наведением, но использование коррекции в том смысле, в котором его использует Иван, тоже вполне оправдано. Тем более воспринимается ищущим не как наказание за что-то неправильное, а как помощь.

Рикуха: Положительное и отрицательное подкрепление По словам Ивана еще совсем недавно в мире преобладала дрессировка(она была названа "немецкой") она была основана на избегании собакой отрицательного подкрепления (первый немец так и был воспитан моим мужем, хоть сейчас и говорят о том, что это жестоко, НО это приносило такие результаты, особенно если, ты знаешь, что кроме пса рядом у тебя подмоги нет). Потом появилась дрессировка в основе которой лежало только положительное подкрепление( мы говорим о кликере и кусочке, но извините-это можно назвать только "цирковой" дрессировкой, т.е. в экстренном случае ты не уверен, что собака тебя услышит и выполнит твою команду. Такие жизненно важные команды как "стоять", "ко мне" я читаю должны исполняться беспрекословно). На данный момент по мнению Ивана больших результатов в том или ином виде кинологического спорта можно добиться только умелым сочетанием этих двух видов дрессировки. (привожу пример, маленьким щенком мы начинали с кусочка, далее по мере взросления собаки пошла только похвала, при уже умении и навыках, при неправильном исполнении той или иной команды, собака получает "по шапке", это не говорит о том , что я физически наказываю, да это и не реально, я ругаю, читаю нотации, при этом складывается впечатление, что собаку бьют "кирзовыми сапогами", но так может происходить только в том случае, когда собака точно знает команду и умеет ее выполнять) Поощрение не должно ограничиваться простой выдачей лакомства или игрушки. Оно должно нести для собаки элемент праздника! Иван никогда не дает собаке поощрение в статическом положении. Допустим после команды "лежать" собака ложится и после отпсукающего сигнала радостно вознаграждается (даже если это кусок, собака высвобождается из позиции, она закончила упражнение и может быть свободна=награждена( я вместо куска иногда применяю игрушку, это просто происходит такой эмоциональный взрыв у собаки,супер!)) Только со щенком Иван предлагает награждение в позиции.

Рикуха: Все вознаграждение делается на шаге от собаки, что еще больше активизирует ее.Кроме того Иван сделал замечание девушке, кот. после того как освобождала собаку, не сразу ей давала кусок, а еще водила рукой из стороны в сторону, так, что собака еще была вынуждена была за ним бегать. А награда означает, что ты молодец и все сделал, а не то, что еще пойди и поймай тот самый кусок

Elena1: Рикуха пишет: выписываю журналы по дрессировке Давайте тогда дадим ссылку на соответствующий номер журнала Замечательный материал по семинару с И.Балабановым опубликован в журнале "Мир Дрессировки" №2 (2010) Там же, насколько помнится, опубликована процитированная выше статья А.Вяткина А еще интереснейшая, на мой взгляд, статья по питанию L.Olson

Famous Star (Юля): девушки, а где эти журналы продаются?

Рикуха: Famous Star (Юля) Это выписывать нужно, у нас на форуме "немецкие овчарки урала" есть темка где можно заказать, если нужно скину в личку координаты. Elena1 У меня ссылок к сожалению нет, только журналы в наличии Да еще забыла, там в основном журнал интересен для владельцев рабочих пород, для других пород там встречается на весь журнал 1-2 статьи, там встречаются вещи которые и мне не интересны.

Elena1: Рикуха пишет: У меня ссылок к сожалению нет, только журналы в наличии И у меня Выходные данные конкретного издания и есть в нашем случае ссылка Famous Star (Юля) пишет: девушки, а где эти журналы продаются? Юля, ты что именно хочешь почитать и в каком из номеров?

Famous Star (Юля): Elena1 я вообще интересуюсь, никогда в продаже не видела. Но мне бы что-то про азы дрессуры

Elena1: Famous Star (Юля) пишет: Elena1 я вообще интересуюсь, никогда в продаже не видела. Но мне бы что-то про азы дрессуры Он недавно выходит, возможно, поэтому не видела. Как буду заказывать следующий номер, могу взять на тебя. Но, Юль, пожалуй, что про азы-то там и нет

Famous Star (Юля): Elena1 так...тогда можешь меня сориентировать, с чего начать? что надо купить, где можно почитать...

Helga: Можно я чуть-чуть встряну? Просто что касается азов мне очень нравятся красочные энциклопедии Колина Теннанта (он профессиональный дрессировщик) - там много фотографий и это очень удобно новичкам, сразу видно как держать руки, где усадить собаку, в какую руку поводок переложить и т.п. И там все по-доброму! новичкам не рекомендуют использовать строгач и т.п. Вот здесь есть немножко фото разворотов книги (книжки могут быть разные, но обычно все иллюстрированные): http://www.labirint.ru/books/56339/

Helga: Забыла добавить - я эти книжки советовала владельцам своих щенков...

Рикуха: Helga Я вообще считаю, что строгач уместно использовать только у взрослой собаки и при коррекции.

Helga: Рикуха пишет: Я вообще считаю, что строгач уместно использовать только у взрослой собаки и при коррекции В меня эта штука вселяет ужас... не люблю строгачи... мне кажется, что 99,9% собак могут быть обучены простейшим командам без строгача, но начинать лучше с раннего щенкового возраста, конечно.

Рикуха: Helga пишет: В меня эта штука вселяет ужас. Нет, это не плохая вещь, вот электроошейники в меня вселяют панику, хотя на сколько я знаю и лично разговаривала на эту тему со спортсменами, говорят, что при правильном применении дает просто потрясающий результат, поднимает драйв у собаки до небес(честно, сама такую штуку очень боюсь, я вижу в нем больше опасных вещей, чем полезных). Сегодня поздно уже, завтра еще продолжу статью перепечатывать.(жалко , что в эл. виде ее нет, так бы копирнула и перенесла)

Рикуха: Elena1 пишет: А еще интереснейшая, на мой взгляд, статья по питанию L.Olson Вы третий номер читали? Там несколько иначе про питание описано, маленько не стыковка, т.е. каждый владелец, ученый, доктор получается по разному воспринимает проблему питания. Сколько людей столько и мнений.

Рикуха: Собака должна четко знать критерии навыка. Допустим вам нужно пробежать один км, после чего вас ждет награда. Однако каждые 100 м вас чем-то но награждают. Понятно, что награда, кот. вас ждет в конце, уже не становится столь желанной, как если бы вы четко знали, что только пробежав весь километр, вы получите приз.Так и при работе с собакой. Например при движении рядом. Во время движения, не отпуская собаку из позиции, вы можете ее похвалить или даже изредка наградить, но зато в конце упражнения ваша похвала должна быть настолько сильной, чтобы у собаки было сильное стремление добиться именно ее. Навык сначала формируется, а потом называется. Во время формирования навыка нужно следить за тем, чтобы помощь тела=подсказка всегда шла после команды. Слбаки очень хорошо считывают наше тело, и давольно быстро привыкают рботать только по его движению, т.е. ждут подсказки. Часто в процессе тренировки мы очень подолгузадерживаемся на этапе вариабельного подкрепления. Если это происходит, собака понимает, что это предел наших от нее требований. Нужно четко понимать, когда собака готова перейти с одного этапа в другой-когда убрать наведение, когда начинать дальше работать без подкрепления. Если это возможно, Иван предпочитает облегчить работу своим собакам всякого рода подскахзками(например при повороте налево, за шаг -поворот головы в нужную сторону). Однако он тут обращает внимание на то, что подача подсказки всегда должна быть своевременной.Пример: дорожный знак, оповещающий нас о том, что нас ждет резкий поворот направо никогда не ставится ни перед самым поворотом, не за км от него. Ибо в первом случае он приведет к тому, что мы не успеем сбросить скорость, а во втором мы сделаем это слишком рано.

Рикуха: Распространенные ошибки. Особо Иван выделил ошибки при занятии собакой Основной Позиции. Пример:представьте, что вы стреляете по мишени. Если вы стрельнули и попали мимо, а мишень просто перевернулась сама таким образом, что вы в нее попали, вы ничему не научитесь. Так и с ОП , если собака заняла неправильную позицию рядом с вами-нужно переделать все заново, а не подправлять собаку и уж тем более не подстраиваться под нее(встречается сплошь и рядом, подстраивание хозяина). Опять-таки , если вы скорректировали то или иное положение собаки, то вознаграждение она в данном случае не получит, а вот если собака сделала все сама правильно тогда обязательно и очень яркое(из личного опыта , прохожие смотрят на тебя как на дебилоида, когда ты громко и сильно хвалишь собаку ) Часто, если собака, кот. села из движения на ваш взгляд слишком медленно, получает от вас слово "нет". она может еще больше замедлиться в выполнении навыка от этого. Лучше просто отпустить ее и переделать навык заново(даже с того же место с которого вы выполняли движение в прошлый раз). Иван часто сам провоцирует собак на уже выученный ею навыках на ошибки. Причем он говорит, что собаке гораздо проще объяснить, что она ошиблась на большой ошибке, чем на маленькой. Допустим собаке, да и вам гораздо нагляднее, что она отклонилась от вас на 15 см, чем на 5. Нужно уметь сделать так, что бы собака отклонилась от Вас на 15 см и показать ей, что это очень не правильно, вообще всякого рода раздражитель стоит вводить очень рано. И уж точно не стоит их избегать. Раздражители помогают собаке ошибаться , а следовательно учиться! Каждый маленький шаг к цели должен быть вознагражден.

Рикуха: Так же могу порекомендовать прочитать книгу доктора Гельмута Райзера "Защитная собака", в этой замечательной книге найдете много полезного (кроме защиты, очень много написано об инстинктах и как они работают).

Рикуха: Предлагаю прочитать еще одну познавательную статью. Интонация в дрессировке В процессе воспитания и дрессировки собаки мы часто пользуемся интонацией, почти не задумываясь над тем, что же такое интонация, оказывает ли она влияние на процесс обучения животного и каким образом? По определению, интонацией называют звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания, манеру произношения, отражающую какие-либо чувства говорящего, его эмоциональный настрой. То есть интонация, или модальность речи, является ни чем иным, как звуковым средством выражения эмоций говорящего. Различные по значению интонационные сигналы мы также можем наблюдать и в животном мире, где коммуникативная функция интонации играет далеко не последнюю роль и широко проявляется как в процессе внутривидового общения, так и в процессе межвидовых сообщений, особенно это касается угрожающей интонации, различной тональности лая, рычания, шипения и всего того, что сопутствует позам угрозы, демонстрационной агрессии. Адекватное проявление и восприятие соответствующих интонационных сигналов мы можем наблюдать и у социально депривированных животных, т.е. выращенных в условиях лишения возможности общения с особями своего вида, социальными партнерами. Следовательно, мы можем говорить о генетической детерминированности (эволюционной обусловленности) восприятия этологически значимых интонационных сигналов животными как поведенческих сигналов высокой информативности. Чтобы выяснить влияние интонации на процесс обучения животного, рассмотрим сам дрессировочный процесс как целенаправленный процесс образования условных рефлексов и формирования навыков. Упрощенно, условный рефлекс можно представить в виде безусловно рефлекторной реакции, воспроизводимой под контролем определённого условного (ранее индифферентного) сигнала или стимула и являющейся приспособительной деятельностью организма, осуществляемой высшими отделами центральной нервной системы путем образования временных связей между сигнальным раздражением и сигнализируемой реакцией. Как правило, в процессе дрессировки вырабатываются инструментальные условные рефлексы, в основе образования которых лежат процессы возбуждения и активная двигательная деятельность животного, позволяющая достичь или избежать последующего подкрепления. В процессе образования навыка любой условный рефлекс проходит стадии генерализации, специализации и стабилизации, каждая из которых характеризуется упрочением исходной реакции на предъявляемый условный сигнал, т.е. более высокой воспроизводимостью и освоением, а также меньшим контролем со стороны высших нервных центров животного.

Рикуха: Для формирования навыка у животного, т.е. для доведения условного рефлекса до автоматизма, помимо скорости подкрепления условной реакции и её многократного повторения, основным необходимым условием является отсутствие перестройки условной реакции, под которой подразумевают изменение условного пускового сигнала, доминирующей мотивации, а также последующего вектора воздействия на эмоциональную сферу животного, известного нам как "положительное" и "отрицательное" подкрепление. Очевидно, что любая дрессировка подразумевает собой снижение вариабельности действия или комплекса последовательных действий животного до единицы на предъявляемый условный сигнал или стимул, и, чем меньше условных сигналов, запускающих одну и ту же поведенческую реакцию, приходится на один дистантный анализатор животного (зрение и слух), чем более "однозначен" сам условный сигнал как пусковой для конкретной условной реакции, тем быстрее (с учётом вышеизложенных требований) будет происходить процесс образования условного рефлекса и формирования навыка. Таким образом, единый процесс образования условного рефлекса и формирования навыка напрямую зависит от неизменности параметров условного сигнала (команды) и подкрепления нужной нам поведенческой реакции животного. Что же происходит, если в процессе дрессировки, при подаче команд, мы используем интонацию, которая в данном случае является ни чем иным, как изменением модальности условного пускового сигнала? Во-первых, любая интонация видоизменяет звучание исходной команды, т.е. внешне изменяет сам вербальный пусковой сигнал. Во-вторых, будучи сопряжённой с эмоциональной сферой, и, неся в себе значимую информационную нагрузку, интонация также вносит изменения и во внутреннее содержание условного сигнала, насыщая его дополнительными информационными "шумами", включающими посторонние поведенческие реакции.

Рикуха: Очевидно, что любой условной реакции, запускаемой условным сигналом, предшествуют процессы его обнаружения, распознавания и идентификации. Обнаружение обычно определяется, как способность различать добавление какого-либо сигнала к фону малой интенсивности или к зашумлённому фону. Распознавание и идентификация подразумевают дополнительную способность центральной нервной системы производить селекцию обнаруженного сигнала путём его сопоставления с одним из существующего множества известных сигналов. Скорость распознавания и идентификации сигнала как пускового для определённой условной реакции находится в прямой зависимости от сходства всех параметров обнаруженного сигнала с известным условным как "эталонным" для данной поведенческой реакции. Понятно, что изменённая модальность предъявляемого условного сигнала, как минимум, может затруднять процессы распознавания и идентификации его как пускового сигнала условного рефлекса. Теперь рассмотрим возможные поведенческие реакции животного, которые могут быть инициированы введённой в условный сигнал инструментального рефлекса интонацией. В силу особенностей физиологии высшей нервной деятельности животного, в данном случае - собаки, вводимые нами интонационные сигналы, могут быть восприняты животным как "положительно" или "отрицательно" мотивирующие, а также нейтральные. К первой группе относится, так называемая, "позитивная" или "одобряющая" интонация, призванная, как многим кажется, "поднять эмоциональный уровень" животного, сосредоточить его внимание, и тем самым побудить к более четкому и быстрому выполнению поданной команды. Так ли это на самом деле и что происходит при введении в условный сигнал "позитивной" интонации? Очевидно, что, не будучи соответствующим образом подкреплённой, очень скоро "позитивная" интонация из разряда "мотивирующей" перейдет в разряд относительно индифферентной, то есть станет для животного тождественной с исходной пусковой интонацией "нулевой" модальности. Таким образом, одну и ту же поведенческую реакцию будет запускать еще один видоизмененный условный сигнал. Иначе говоря, мы не добьёмся ничего, кроме ненужного нам "обогащения" репертуара условного сигнального поведения животного.

Рикуха: Если же мы хотим избежать угашения реакции на "позитивную" интонацию, мы должны использовать либо более действенный режим подкрепления (корректный и точно совпадающий по времени), либо само подкрепление по качеству должно быть более значимым для животного и превосходить используемое нами ранее. Но в таком случае, в процессе специализации условного рефлекса (закономерный процесс в условно-рефлекторной деятельности, сводящейся к минимизации количества пусковых раздражителей, вызывающих условную реакцию) дифференцировочное торможение, как процесс угашения реакции на менее значимые стимулы, коснется исходной команды без интонации, что, если и не вызовет отказа, то на уровень снизит качество её выполнения. Конечно же, мы можем использовать "позитивную" интонацию в пусковом сигнале, но, в таком случае, мы должны взять за правило использовать её всегда и неукоснительно точно, исключив из репертуара условного сигнального поведения животного эту же команду без интонации, либо с другой интонацией. Здесь зададимся вопросом: что же мешает нам также использовать более действенный режим подкрепления или более значимую для животного мотивацию на исходный пусковой сигнал без интонации? Еще одной особенностью некоторых форм интонации является их восприятие нами, а точнее, их оценка в наших глазах как "позитивных", так как нам кажется, что данный вид интонации побуждает животное проявлять повышенное внимание и интерес к нам или к происходящим действиям. На самом же деле, это ни что иное, как проявление безусловной ориентировочной реакции у животного на изменение параметров привычного раздражителя, т.е. рефлекс, иначе известный как Павловский - "Что такое?", который достаточно быстро угасает, либо переходит в другие формы поведения. В данном случае, ориентировочный рефлекс не только не способствует, но и значительно тормозит выработку нужного нам навыка, отменяя все действующие рефлексы и приостанавливая общую двигательную активность для обеспечения лучшего восприятия сигнального раздражителя с целью выяснения его характера и возможного значения для жизни. В этом проявляется, так называемая, "стоп-реакция" ориентировочного рефлекса, как следствие мобилизации нервных процессов на анализ "новизны" и "значимости" предъявляемого сигнала.



полная версия страницы